Четверг, 21.02.2019, 19:17
Главная » 2015 » Июнь » 9 » Стажировка в Японии по теме «Экологический бизнес» участника Президентской программы Игоря Лубенко
15:51
Стажировка в Японии по теме «Экологический бизнес» участника Президентской программы Игоря Лубенко

Предлагаем вам ознакомиться с интересным отзывом о пройденной стажировке в Японии участника Президентской программы 2008/09 учебного года, депутата Городской Думы МО г.Астрахани И.В. Лубенко.

Стажировка по теме «Экологический бизнес» была выбрана не случайно. В 2010 году И.В. Лубенко занимал должность генерального директора ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс».

И.В. Лубенко: «Каждый из поступающих на обучение в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров слышал от организаторов или ее участников о возможности пройти стажировку, зарубежную или российскую. Все обучающиеся верят в нее, но, по разным причинам, пройти отбор  получается не у всех.

Мне в этом повезло, и повезло не один раз.

Повезло в первый раз, когда в 2008 году, благодаря поддержке Астраханского регионального ресурсного центра, я вскочил на подножку отъезжающего поезда и принял участие в отборе на обучение в рамках Президентской программы.

Повезло второй раз, когда ресурсный центр учел мои пожелания и позволил пройти обучение на Факультете инновационно-технологического бизнеса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) по специальности «Управление инновационной компанией: проектное управление».

Повезло в третий раз, когда Астраханский региональный ресурсный центр пригласил на отборочные мероприятия для прохождения стажировки в Японии.

Итак, в середине лета 2010 году на сайте Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации появилась информация о проведении отборочных семинаров для участия в зарубежной стажировке в Японии по теме «Экологический бизнес».

Тема стажировки оказалась для меня максимально желанная, т.к. проект, которым я  руководил около трех лет, реализуется в Астраханской области и направлен на улучшение экологической ситуации в регионе.

Данная стажировка проводилась Правительством Японии в рамках технического содействия России в продвижении реформ, в том числе в реализации «Президентской программы подготовки управленческих кадров».

По рекомендации Астраханского регионального ресурсного центра я, как участник Президентской программы 2008/09 учебного года, подал документы на участие. Отборочные семинары проходили в сентябре 2010 года с интервалом в одну неделю в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Я выбрал самый первый семинар, который проходил в русско-японском центре МГУ (Москва). Вместе со мной в семинаре приняли участие около 40 человек.

В течение четырех дней японский лектор-сэнсей читал лекции о современных тенденциях в области экологии, энергосбережения, переработки вторичного сырья и защиты окружающей среды. В процессе занятий выполнялись кейсы, по итогам семинара было проведено письменное тестирование.

Через месяц я получил уведомление, что успешно прошел отбор и зачислен в группу из почти 20 человек, которая в конце ноября 2010 года отправится на стажировку в Японию. Из каждого отборочного семинара были отобраны 6-7 человек.

После предоставления загранпаспорта, анкет и прочих документов от Астраханского регионального ресурсного центра была  получена информация о программе стажировки, сроках и правилах ее проведения.

29 ноября, за несколько часов до вылета в Токио  в русско-японском центре МГУ (Москва) был проведен брифинг, на котором участникам стажировки были розданы загранпаспорта с визами, контакты принимающей стороны и разъяснены общие принципы и правила нахождения в Японии.

 После московских метелей Япония встретила зеленью и солнцем. Почти все дни нахождения в Японии (с 30 ноября по 11 декабря) ярко светило солнце, температура днем не опускалась ниже +9 С.

«Акихабара» – время любования багряным японским кленом – так называется это время года в Японии.

Строгие японские пограничники сняли отпечатки пальцев со всех прибывших, а таможенники потребовали заполнить декларации и выборочно осмотрели багаж.

В аэропорту Нарито группу ждали два бытовых гида, сотрудницы Японо-Российского Экономического Центра (JREC), которые сопровождали нашу группу до самого дня отъезда.

Во время трансфера в отель, который занял около полутора часов (аэропорт расположен в 80 км от окраины Токио), участникам группы были розданы карты, справочные материалы и по два конверта с японским йенами – суточные и компенсация на проезд в общественном транспорте. Хочется отметить японскую точность: денег было ровно столько, сколько необходимо для комфортного пропитания и проезда от места проживания до мест стажировки и обратно.

Отель состоял из двух девятиэтажных корпусов, недалеко от двух станций метро. Позади отеля, среди домов оказался синтоистский храм, один из более тысячи буддийских и синтоистских храмов, прячущихся между домов и строений в  Токио.

Проживание и завтрак в отеле были оплачены принимающей стороной. Номера одноместные, небольшие по российским меркам, но имеющие всю необходимую инфраструктуру: стиральную и сушильную машину, мойку, электрическую плиту, холодильник, микроволновую печь, телевизор, проводной интернет.

Уже ночью первого дня японский Гефест показал свой нрав. Сначала из холодильника сами собой стали выпадать продукты, снилось, что едешь в поезде. Казалось, что легкие покачивания – это последствия одиннадцатичасового перелета.

Тайна открылась в середине следующего дня, когда за обедом, в столовой МИД Японии пришлось крепко держать тарелки руками – в двухстах километров от Токио произошло семибальное землетрясение. Кстати, по статистике, в год в Японии происходит более полутора тысяч землетрясений – т.е. в среднем, 3-5 в день!

Поскольку день прилета (а точнее его вторая половина) был предоставлен для адаптации, сразу возникло желание увидеть самые известные достопримечательности Токио. Первой в списке был, конечно, Императорский дворец. И здесь случился первый казус. На вопрос гиду: «Как попасть в Императорский дворец?», был получен ответ «Попасть во дворец можно в двух случаях: записаться с предъявлением паспорта в специальном бюро за полтора-два месяца до визита, либо, с меньшей вероятностью, но гораздо быстрее – по личному приглашению императора!»

Визит в императорский дворец пришлось отложить до лучших времен…

Следующим утром началась официальная программа стажировки.

Гид заранее объяснил, что для того, чтобы вовремя прибывать на встречи в пределах Токио мы будем передвигаться на метро и городских электричках. Пробки – бич современных столиц, точность – это визитная карточка японской бизнес-культуры. К слову, за две последующих недели, постоянно перемещаясь по Токио для посещения лекций и предприятий, группа опоздала лишь на одну встречу, на 5 минут.

Первая же официальная встреча и последующие за ней лекции были проведены в Министерстве иностранных дел Японии.

Официальные лица уровня начальника департамента МИД тепло приветствовали участников стажировки на русском языке и определили следующие цели стажировки: «…ознакомление управляющих предприятиями,  работников сферы экологического бизнеса, руководителей подразделений местных администраций, курирующих вопросы экологии, и других ее участников с подходами мирового сообщества к данной сфере, а также с состоянием экологического бизнеса в Японии. При этом у участников должно возникнуть понимание этих вопросов. У участников стажировки на основе японского опыта также должно быть выработано знание и понимание профилактических мер и способов решения возникающих проблем, поскольку экологический бизнес сопутствует развитию производства и решает задачи по устранению его негативного воздействия на экологию. В ходе стажировки ставится цель усвоения участниками практических деталей японского подхода к решению экологических проблем, для чего запланировано посещение предприятий, активно использующих разнообразный арсенал экологических методов и технологий, прежде всего рециркуляционную бизнес-модель и разработку энергосберегающих технологий...»

Затем последовали  лекции «Экологический бизнес в Японии», «Экологические риски предприятия», «Будущее экологического бизнеса».

Трудолюбие, вежливость и доброжелательность – визитная карточка японского служащего. Что говорим мы, когда прощаемся перед уходом домой?! Что говорят японцы? Не напишу иероглифами или катаканой, но на русский это прощание переводится так: «Вы много работали и сильно устали!». Вот так.

Лекции постоянно чередовались с посещением предприятий и осмотром продуктов и решений в области экологического бизнеса. Не было дня, чтобы в течение дня мы куда-то не переезжали с места на место.

Каждая из осмотренных японских компаний, вне зависимости от размера бизнеса информировала о своих успехах и планах в области охраны окружающей среды и снижения объемов различных вредных выбросов.

Небольшая по размерам компания «Амита» демонстрировала переработку просроченных средств бытовой химии и смазочных материалов и их последующее добавление в бетонные растворы, компания «Sharp» делилась успехами в разработке и изготовлении энергосберегающих светодиодных ламп с регулируемым цветом свечения (утром бело-синий, чтобы быстрей проснуться, вечером мягкий, желтоватый – режим «отдых»).

Компания «Пана-Кемикал» (Pana Chemical) продемонстрировала технологии вторичной переработки пенопласта.

Один из монстров японской экономики, компания YKK AP, известная  в России лишь по качественным застежкам – «молниям»,  показала пример энергосбережения за счет создания нового стиля жилого строения с большим числом разнообразных типов энергосберегающих окон.

Компания «Панасоник», повышая энергосберегающие характеристики электробытовой техники, а также применяя строительные материалы с высокой теплоизоляцией, неуклонно сокращает выбросы СО2. Более того, «Панасоник» предлагает хранить и аккумулировать минимально потребное количество энергии за счет таких устройств, как топливные батареи, солнечные электростанции, аккумуляторные батареи. Примеры устройств такого рода были продемонстрированы в  show-room Panasonic Tokio.

Культурная программа была мала, фактически у группы были одна суббота и воскресенье, но очень насыщена.

Японо-Российский Экономический Центр (JREC) организовал экскурсию в японскую святыню, дворец первого сёгуна Японии, город Никко.

Ни с чем несравнимая красота высокогорного озера, расположенного между потухшими вулканами и синтоистский храмовый комплекс, окруженный вековыми кедрами и соснами – это нужно увидеть своими глазами. 

Транспортная сеть Японии давно используется в качестве одного из эталонов. Решили проверить ее и мы, купив на воскресенье билет на утренний сверхскоростной поезд «Shinkansen 7000» по маршруту Токио – Киото. 520 километров за 2 часа 20 мин на поезде – это незабываемые ощущения.

По сравнению с Токио Киото оказался маленьким городом (всего полтора миллиона жителей) все известные достопримечательности мы объехали за световой день на рейсовом автобусе №50. Скажу, что знаменитый сад камней я представлял другим, а на «поющих полах» в замке Ниндзя можно сыграть несложную мелодию – это впечатления от древнего Киото. И везде, в парках, садах и замках багряный японский клен.

Но, возвращаясь к стажировке: в настоящий шок стажеров ввергла компания «Токио Дэнрёку». Эта компания, ведя бизнес, стремится к «…балансу экологии и экономики» и вносит тем самым вклад в охрану окружающей среды...»

«Группа «Токио Дэнрёку», поставив цель сокращения выбросов СО2, добилась сокращения на 15% по сравнению с 1990 годом. Переводя эти заявления на обычный обывательский уровень, компания, имеющая в своих активах несколько атомных и тепловых электростанций и снабжающая электроэнергией более половины тринадцатимиллионного Токио, борется за снижение энергопотребления за счет использования потребителями более эффективной бытовой техники.

«Пчелы против меда» прокомментировал тенденцию один из моих коллег. Представитель «Токио Дэнрёку» так и не понял, почему русских удивляет, что они снижают свою выручку в угоду охране окружающей среды.

В целом, ознакомившись с различными подходами и направлениями экологического бизнеса в Японии можно сделать следующие выводы:

1. Экологический бизнес прививается государством как часть национальной политики более тридцати лет. Полтора поколения японцев выросли с идеями энергосбережения и охраны окружающей среды в сердцах и умах. Последние десять – пятнадцать лет это дает ощутимый эффект. Я помню репортажи советского телевидения о полицейских в Токио, которые регулируют движение в противогазах из-за смога. Про уличные будки, в которых можно купить несколько глотков кислорода.

Всего этого ни я, ни мои российские коллеги не увидели. Токио – это город чистого воздуха, в котором, не смотря на плотную застройку, парков и деревьев не меньше, чем в Москве.

По улицам ездят такси-электромобили Toyota Prius, краны в ванной отмеряют необходимое количество и температуру воды и отключаются, бытовой мусор сортируется пользователем везде и это само собой разумеющееся. Например, в Макдональдсе все, в том числе и я, в течение 10 секунд научились выбрасывать лед из стакана в специальную воронку, пластиковую крышку со  стаканчика и трубочку бросать в одно окошко, стаканчик и бумажный пакетик от гамбургера и картошки – в другой. 10 секунд. Я засекал сам. То же самое происходит в каждой квартире, офисе. В результате в стране нет мусоросортировочных заводов, но есть десятки тысяч тонн прекрасного вторичного сырья. Эта программа называется «Эковоспитание».

2. Солнечные, топливные элементы и аккумуляторы, энергосберегающие лампы, алюминиевые окна с энергосберегающими стеклопакетами  применяются повсюду. Их цена высока. Срок окупаемости исчисляется десятками лет. Но их закупает правительство страны для госучреждений. Закупает год, два, пять, пока их цена не понизится до приемлемой, доступной для бытового потребителя. Далее компании продвигают свои экотовары сами. Обратите внимание: японское правительство покупает дорогие, но уже существующие экотовары, но не обещания что-то разработать и сделать. Также они поступают в других областях. В этом кроется их успех.

В целом, подводя итоги стажировки, хочется отметить, что мы не увидели прорывных технологий, государственных секретов или каких-то неизвестных нам «ноу-хау». Обо всем увиденном, и «умном доме» компании «Panasonic», и переработке отработанных масел и о селективном сборе отходов мы читали ранее. Просто одни ждут, а другие  - делают».

Категория: Япония | Просмотров: 807 | Добавил: ecoeva | Рейтинг: 5.0/1